Облако – это виртуальная IT-инфраструктура (серверы, хранилища данных, сетевое оборудование и т.д.), на базе которой развертываются корпоративные программы и сервисы. Примеры таких сервисов – бухгалтерия, базы данных, удаленные офисы, CRM-системы и т.д.
Облако хранится в удаленном дата-центре (дата-центрах) провайдера. Инфраструктура доступна через интерфейс, в котором осуществляется администрирование и мониторинг системы. Поддержка и обслуживание физических компонентов облака, то есть серверов и всего оборудования – ответственность провайдера. Основное отличие облака от других инфраструктурных решений – высокая надёжность, в связи с дублированием всех жизненно важных компонент системы и гибкость конфигурации. Например, через веб-интерфейс можно моментально увеличить или уменьшить объем оперативной памяти, задействовать или отключить процессорные ядра.
При этом стоимость аренды мощностей меняется прямо пропорционально: меньше ресурсов – меньше оплата.

— Что такое "облако" в информационно-техническом контексте?

— Чем облако лучше локальной инфраструктуры?

На первый взгляд может показаться, что традиционные «железные» серверы – более простое, и, следовательно, удобное решение.
На самом деле размещение инфраструктуры локально вынуждает компанию решать ряд задач:

👎 обучать и содержать IT-персонал;

👎 заниматься поддержкой инфраструктуры (апгрейды, ремонты, расходы на электричество и т.д.);

👎 приобретать дорогое промышленное оборудование (системы охлаждения, системы бесперебойного питания, генератор и т. д.);

👎 выделять пространство для локального дата-центра, а так же заводить дополнительного провайдера интернет;

👎 организовывать резервные площадки для отказоустойчивости;

👎 обеспечивать информационную и физическую безопасность серверов;

👎 регулярно обновлять систему и ПО.

Эти задачи довольно затратные с точки зрения времени и ресурсов. Если вы арендуете облако для бизнеса, то решение этих проблем берет на себя провайдер. Таким образом, компания может направить ресурсы на профильную деятельность, а не на содержание вычислительных мощностей.

Аренда выделенного сервера в дата центре у провайдера решает часть проблем, которые возникают при локальном размещении; например, необходимость самостоятельно содержать ЦОД.
Однако конфигурация «железного» сервера ограничена возможностями компонентов.
Если инфраструктуру нужно масштабировать, придется заменять компоненты или брать в аренду еще один сервер. Напротив, масштабирование облака практически неограниченно. Ресурсы можно добавить в любой момент, причем именно столько, сколько нужно для проекта.
Так же немаловажным минусом выделенного сервера является отсутствие отказоустойчивости. В случае поломки вы получите простой сервисов и вполне возможно - потерю денег.

В противовес размещению серверов локально, у облачных решений для бизнеса есть ряд преимуществ:

доступность 24/7: у каждого пользователя корпоративной IT-системы есть доступ к информации в облаке вне зависимости от географического расположения и времени суток;

надежность и отказоустойчивость: провайдеру легче организовать отказоустойчивость для непрерывной работы серверов в рамках общей структуры в дата центре, к тому же технологии облачных систем нацелены на максимальную отказоустойчивость,, так же провайдеру проще настроить средства информационной безопасности и резервное копирование данных в дата-центре;

независимость от аппаратной платформы: доступ не зависит от устройства – это может быть персональный компьютер на рабочем месте, рабочая станция в режиме «тонкий клиент», планшет, смартфон;

экономичность: не нужно содержать оборудование, нанимать штат инженеров для обслуживания инфраструктуры, тратиться на электричество и охлаждение серверов;

гибкость: ресурсы можно увеличить или уменьшить в зависимости от потребностей. Так клиент не переплачивает за лишние мощности. Облако масштабируется быстрее и экономичнее, чем локальный ЦОД;

профессиональное оборудование: провайдеры покупают оборудование Enterprise-класса и размещают его в дата-центрах, где обеспечены условия для работы серверов промышленного формата.

— Как используют облачные вычисления?

Потребности каждой компании уникальны.

Кому-то важно сэкономить средства, для кого-то ключевой вопрос – безопасность, кто-то сосредоточен на оптимизации операционной деятельности. Использование облачных технологий в бизнесе зависит от сегмента компании, ее размера, стратегии, оргструктуры и даже от ограничений законодательства. Например, банк не может перенести все системы в облако. Пул персональных данных клиентов требует особых гарантий безопасности, чтобы сохранить банковскую тайну. Однако перенести в облако некритичные приложения – например, сайт или корпоративный университет, не имеющие связи с базой клиентов, – вполне возможно. Или, наоборот, запросы бизнеса имеют различный уровень важности с различными требованиями к бесперебойности. В этом случае наиболее требовательные данные можно разместить в облаке, а вторичные и не требовательные к отказоустойчивости - оставить на ресурсах компании в офисе. Иными словами, в облако необязательно переносить все системы и приложения фирмы, можно выбрать только некоторые.

Ограничений нет.

Кроме примеров с невозможностью хранения данных за пределами компании (например, для сохранения банковской тайны) или финансовыми ограничениями бизнеса. Облачные сервера могут использоваться как для хранения данных, так и для их обработки, как для работы сайтов и порталов, так и для программирования и разработки, как для производственных процессов управления, так и для искусственного интеллекта. Вы можете вынести всю работу в облако, а на рабочих местах сотрудников поставить мониторы с тонкими клиентами, можете просто запускать там бухгалтерскую базу или там будет работать ваш WEB портал с большой нагрузкой или небольшой интернет-магазин. Цена облака будет сопоставимой с нагрузкой и подойдет любому виду деятельности с любыми объемами, будь это стартап или крупнейший проект, который знает каждый.

— Для каких задач и направлений бизнеса подходит облако?

ілюстрація згенерована за допомогою хмарного сервісу